Азари – однополая женская раса, размножающаяся при помощи партогенеза. Для воспроизведения потомства каждая азари может подстраивать свою нервную систему под нервную систему партнера любого пола и расы. Такая способность породила множество беспочвенных и оскорбительных слухов о сексуальной распущенности азари.
Несмотря на то, что азари являются однополыми существами, они не асексуальны. Азари передают потомству два набора генов. Второй набор видоизменяется во время процесса, называемого слиянием. В процессе слияния азари сознательно подстраивает свою нервную систему под нервную систему партнера, что позволяет ей получать и отправлять электрические импульсы непосредственно через кожу. Партнером может быть азари либо представитель другой расы любого пола. В результате нервные системы азари и ее партнера на короткое время становятся одним целым. Этот уникальный репродуктивный метод стал причиной развития биотических способностей. Развитое умение контролировать нервные импульсы аналогично биотической подготовке. Азари считают, что благодаря слиянию их потомство получает лучшие качества от ассимилированных генов "отца", но научно обоснованных доказательств этого нет.
Азари обладают сильной регенеративной способностью на клеточном уровне. Несмотря на то, что лечение азари происходит не быстрее, чем у представителей других рас, они способны достигать возраста 1000 лет и больше.
За свою жизнь азари проходит три стадии развития, во время которых в организме происходят как биохимические, так и психологические изменения. После рождения азари вступает в стадию девы, для которой характерна жажда познаний. Большинство юных азари характеризуют неугомонность и любопытство. Стадия дамы начинается в возрасте около 350 лет, но может начаться раньше в случае частых слияний. Для этого периода характерно желание вести оседлый образ жизни и растить детей. Стадия матриарха начинается в возрасте около 700 лет, но может начаться раньше в случае редких слияний. Матриархи проявляют общественную активность и становятся учеными и советниками, чтобы делиться опытом, накопленным в течение веков.
Несмотря на то, что вступление в каждую жизненную стадию сопровождается бурными биологическими процессами, азари иногда делают неожиданный выбор. Например, некоторые девы предпочитают находиться ближе к дому, вместо того, чтобы путешествовать, дамы иногда предпочитают работать, а не строить семью, а матриархи порой не испытывают интереса к общественной деятельности.
Ардакт-Якши (Ardat-Yakshi) ("демон ночных ветров") называют азари, страдающих генетическим дефектом, не позволяющим им соединять нервную систему с половым партнером обычным для них образом. Вместо этого Ардат-Якши разрушают нервную систему партнера, что в особо тяжелых случаях приводит к его смерти или к "вегетативному" состоянию. Психологи азари считают, что эта неспособность к ментальному слиянию не дает развиться эмпатии, что в итоге приводит к психопатии. Способы лечения такого дефекта до сих пор не разработаны.
Обычно болезнь проявляется в раннем детстве, полностью оформляясь к периоду подросткового сексуального развития. Будучи, как и другие азари, соблазнительными и сексуально привлекательными, Ардат-Якши неспособны к деторождению.
В древней мифологии азари Ардат-Якши считаются богинями разрушения; во множестве легенд и преданий им отведено место злодеев и антигероев.
Вопреки популярному мнению, феномен Ардат-Якши не является исключительно редким (дефекту подвержен примерно один процент популяции азари), но не все Ардат-Якши убийцы. Большая их часть, ведя закономерно маргинальный образ жизни, заключает и прекращает множество союзов, обычно неудобных или оскорбительных для партнеров. Слухи о синдикатах Ардат-Якши не имеют под собой оснований, поскольку Ардат-Якши по своей природе не способны к длительному сотрудничеству.
Обладая непропорционально большой финансовой мощью, раса азари использует силу своей экономики и контроль над СМИ чтобы скрывать патологию Ардат-Якши от галактического сообщества, помещая большинство Ардат-Якши в закрытые производственные центры или удаляя их от крупных поселений. Самых агрессивных Ардат-Якши изолируют от общества, помещая в лечебные или исправительные учреждения. Только в особых случаях они попадают в списки юстицаров на уничтожение.
Интересный момент: в игре упоминается, что для создания баньши Жнецы использовали не только ардат-якши, но и азари с "латентными генами ардат-якши". Вполне возможно, что "ген демона ночного ветра" - рецессивный признак, свойственный исключительно азари и не воспроизводимый при размножении с помощью представителей другого вида. Отсюда, кстати, можно сделать интересный вывод. Любые особенности или отклонения - это последствия мутаций. Что, если некогда в генах азари возникла мутация, которая, в подавленном состоянии, создаёт возможность "негативной эмпатии" (опустошение), а в активном - делает её единственно возможной? Тогда любая способная к размножению азари, чтобы родить ардат-якши с наибольшей вероятностью, как раз и должна соединяться с азари. При размножении с представителем другого вида, придётся ждать, пока мутация повторится вновь - а шансы на это невелики.
Taes_Ekon
Баньши (Banshee) — индоктринированные Жнецами азари, часто возглавляющие их отряды. Жнецы специально создали их из азари с активными или латентными генами ардат-якши. Измождённые с виду баньши, передвигающиеся так, будто каждый шаг даётся им с большим трудом — на удивление сильные противники. Они — умелые и смертоносные биотики, способные швырять во врагов убийственные сгустки энергии и во время регенерации испускать ударные волны. Самой неприятной особенностью баньши войска Альянса считают их способность создавать собственные деформирующие поля и телепортироваться во время боя. Завывания баньши не оказывают заметного физиологического эффекта, но угнетающе действуют на психику. Когда баньши умирают, внутри их тел, из-за генетических особенностей ардат-якши, происходит биотический взрыв, гарантирующий, что их не возьмут в плен живыми.
Длительная продолжительность жизни азари стала причиной их необычного "созерцательного" отношения к жизни. Сталкиваясь с незнакомой расой или новой ситуацией, азари предпочитают не предпринимать незамедлительных действий, а наблюдать со стороны, не вмешиваясь. Их не смущает, что какие-то их действия и решения могут оправдаться только через десятки или сотни лет. Решения матриархов кажутся порой необъяснимыми, но их проницательность становится очевидной, когда тщательно выношенные планы приносят плоды. В межзвездных отношениях такой подход выливается в скрытой политике центризма. Азари инстинктивно ищут способы поддержания экономического, политического и военного влияния.
С незапамятных времен азари добивались влияния путем культурного доминирования и интеллектуального превосходства. Они предлагают новым развитым расам стать частью галактического сообщества, осознавая, что их идеи и верования неизбежно станут частью существующей культуры.
Благодаря биологическим особенностям, Азари умеют ценить искусство во всех его проявлениях, будь то грубое произведение кроганов или тонкий набор феромонов элкоров.
Азари отмечают всего один праздник - Янирис, который символизирует весну и наступление нового года. В этот праздник Азари дарят венки из цветов своим близким и друзьям. Празднование Янириса распространилось в обществах смешанных рас и является общегалактическим праздником.
В культуре Азари отсутствуют некоторые моральные ограничения, что часто воспринимается другими расами как недостаток.
Миры Азари состоят из связанных между собой тесно населенных мега-городов-государств. Данная форма поселения обусловлена коммунальным устройством социума - азари предпочитают жить вместе, требования к личному пространству минимальны.
Понятие семьи отсутствует в современном обществе Азари, что обусловлено длиной жизни, превышающей в 10-20 раз длину жизни других гуманоидов. Подобие семейной связи прослеживается только между матерью и дочерью, но эти отношения значительно "прохладнее" чем в других расах - поколения проводят вместе несколько десятков лет, что равносильно сотой части жизни.
Благодаря распространенным стереотипам о красоте и грации Азари, они являются законодателями моды всей галактике.
Основной религией азари является пантеистическое течение сиари, что в переводе примерно означает "все является частью одного целого". Ее приверженцы придерживаются следующих основных принципов: вселенная имеет сознание, каждое живое существо во вселенной является частью большого целого, смерть представляет собой слияние духовной энергии с сознанием вселенной. Сиаристы не верят в реинкарнацию как таковую, но считают, что духовная энергия, присоединенная к сознанию вселенной, может впоследствии возродиться в другой смертной оболочке.
Течение сиари прибрело популярность после того, как азари покинули их родную планету и обнаружили свою способность "сливаться" практически с любой формой жизни. Жрицы сиари считают, что должны способствовать объединению разрозненных фрагментов сознания Вселенной.
До развития пантеистического течения сиари религии азари были столь же разнообразны, как их политические убеждения. До нашего времени дожило монотеистическое течение, предметом поклонения которого является богиня Атаме. Подобно самим азари, богиня проходит три стадии развития: дева, дама и матриарх.
Исторические и легендарные личности азари
Квиреция – одна из королев азари, давшая свое имя планете. В свою очередь, семь спутников планеты получили название Ожерелье, в честь легендарной драгоценности Квиреции.
Люсен – служительница богини Атаме, вымолившая у нее дары в виде гончарного и кузнечного ремесла и биотики. Затем Люсен пересекла море и небо, раздавая эти знания смертным. Говорят, что стареющая матрирах просила Атаме о даре пророчества, чтобы увидеть будут ли азари процветать в будущем, но Атаме сказала, что пророчество должно остаться у нее. Тогда Люсен попыталась выкрасть этот дар из серебряного кувшина Атаме и была наказана.
Пания – легендарная героиня азари. Ее музыка была столь нежна, что богиня Атаме даровала Пании исполнение всех желаний. Далее легенды разнятся. Одни утверждают, что Пания стала первой правительницей Армали ( доктор Лиара Т’Сони именно оттуда родом), другие, что героиня вознеслась на звезды к самой Атаме.
Пафос – известная азари-конгрессмен. Ее трактат о взаимном нежелании демократических обществ воевать друг с другом стал основным догматом политического строя азари, который привел к началу золотого века Тессии.
Шастессия и Медокос – полумифические сестры –азари, управляющие городами-государствами и на протяжении всей жизни споривших насчет идеальной формы правления. Легенда гласит, что Шастессия умерла до того, как видевшаяся ей демократическая республика была реализована. Сестра Медокос продолжила ее дело, отказавшись от личной власти, чтобы все свободные землевладельцы в ее городе получили голос. Историки сомневаются в том, что подобные перемены могли случиться из чистого альтруизма, указывают на приведшие к ним восстания, но в любом случае, это было шагом в сторону современного общества азари.
Пантеон богинь азари
Атаме – матриарх всего пантеона, богиня пророчеств и судьбы. Культ поклонения Атаме постепенно менялся, принимая форму монотеистической религии, в которой единые дева, дама(матрона) и матриарх присматривают за всем происходящим в обществе азари. Когда азари говорят о «богине», они имеют в виду Атаме.
Фрагмент древнего изображения богини Атаме. Храм Атаме на Тессии.
Кралла – древний азарийский демон несчастья. По преданиям, Кралла получает истинное удовольствие, в решающий момент, разрушая прекрасно выверенные планы и наблюдая за происходящими катастрофами. Легенда гласит, что больше всего ее интересуют планы, которые разрабатывались очень долго и кропотливо. Ее любимое развлечение – нанесение серьезных ударов по самолюбию народа, который любит строить планы, охватывающие целые столетия. Планета, названная в честь нее, получила свое имя после того, как половина корабля-разведчика погибла в нелепой аварии.
Куринт – богиня охоты и войны азари ( в их мировоззрении эти понятия близки). Ранними утрами и поздними вечерами планета особенно выделяется на Тессийском небосклоне, она настолько ярка, что даже в безлунные ночи света ее хватает для проведения удачной охоты. Охотники и воины всегда были благодарны этому редкому дару Куринт.
Пиарес – древняя богиня смерти, которую азари считали не злобным существом, а проводником душ в их последнем путешествии. Из своего дома среди звезд она может дать азари, утратившей любовь, возможность возродить ее в другом теле. Эта легенда, будучи сильно измененной, легла в основу человеческого блокбастера «Некийский коридор».
Тевура – древняя азарийская богиня любви, секса, путешествий и законов. Пересечение этих сфер поначалу поставило в тупик человеческих ксеноантропологов, но репродуктивные инстинкты азари строго экзогамны, и до контакта с другими народами они стремились подбирать пару вдали от родины, чтобы избежать спаривания с родственниками. Постоянные путешествия привели к развитию законов о странствия, гостеприимстве, и союзах. Всем этим ведала богиня Тевура.
Янири – древняя азарийская богиня времен года, бурь и сельского хозяйства. С рождением религии сиари праздник Янирис стал почти светским, но его по-прежнему отмечают на планетах, где есть азари.
Азарийский миф
Вилиус – трикстер (в мифологии, фольклоре и религии — божество, дух, человек или антропоморфное животное, совершающее противоправные действия или, во всяком случае, не подчиняющееся общим правилам поведения) из азарийских мифов, в образе животного, соблазнявший дев азари, после чего те рождали ужасно уродливых детей. В мифах Вилиуса поймали и наказали, что должно служить предостережением азари: нельзя связываться с теми, кому не доверяешь.
Тессия (Thessia) - родной мир азари, называемый "жемчужиной в короне галактики", "вершиной демократии" и "горячим сердцем галактической любви". Ее республики имеют удивительно низкий уровень преступности, насилия, войн, болезней и голода. Стабильность экономики поддерживают богатые колонии и большие запасы нулевого элемента.
Политика
Азари достаточно долго шли к идее мирового государственного управления. На протяжении нескольких веков на их родной планете Тессии существовало огромное количество конфедераций больших городов-республик, ближайшим земным эквивалентом которых являются средневековые города-государства. Поскольку основными ценностями в культуре азари являются согласие и уют, необходимости создавать более крупные административные единицы не было. Накоплению ресурсов азари предпочли свободный обмен. Вместо того чтобы опровергать различные философские течения, азари предпочитают попытаться их понять.
В эпоху развития информационных технологий города-государства начали сближаться. Общение через интернет переросло в "электронную демократию". У азари не существует политической структуры и не проводятся выборы, в законопроизводстве может принять участие любой гражданин. Политические дебаты происходят круглосуточно в официальных чатах и форумах, которые модерируются специально запрограммированнымм виртуальнымм интеллектами (ВИ). Любой политический вопрос может быть вынесен на всенародное голосование. В любых спорах азари больше всего уважают мнение матриархов, участвующих в нем, почти всегда преклоняясь перед тысячелетним опытом этих "мудрых женщин".
Достижение консенсуса путем общественного обсуждения может занять слишком много времени в критической ситуации. В случаях, когда требуются быстрые решительные действия, азари прибегают к совету местного матриарха.
Экономика
Азари являются крупнейшими представителями бизнеса в галактике. Корпорации, основанные в мирах Азари контролируют до 90% товарного обмена и сектора услуг. Благодаря глубокому пониманию биотики, Азари удерживают монополию по производству биотических усилителей, а также контролируют более половины добычи Нулевого Элемента в галактике.
Стараясь удержать монополию в галактической экономике, Азари пытались ограничить влияние Альянса в совместных мирах и в Пространстве Цитадели. Данные экономические ограничения вызвали недовольство среди корпораций Земли, которые через про-человеческие организации лоббируют экономические отношения в совместных мирах.
Вооруженные силы азари представляют собой объединение племенных групп воинов, не имеющее государственной структуры. Каждое сообщество самостоятельно формирует свое подразделение и в зависимости от собственных нужд выбирает лидера этого подразделения. Войска больших городов насчитывают большое количество хорошо экипированных бойцов, небольшие деревеньки ограничиваются несколькими легковооруженными женщинами. Военная форма отсутствует, каждая носит, что ей заблагорассудится. Тем не менее войска азари – это не добровольная дружина, в штате состоят профессионалы, находящиеся на службе полный рабочий день.
Охотницей обычно является азари-дева, посвятившая 20-30 лет изучению искусства рукопашного боя. Азари выбирают путь воина в юном возрасте, и в дальнейшем их обучение направлено на тренировку разума и тела для этой цели. Уходя в отставку, они являются профессиональными убийцами.
Охотницы обычно сражаются парами, в зависимости от тактики, которая выбирается в их местности. В бою один на один охотницу практически невозможно победить, так как они обладают развитыми тактическими навыками, превосходным зрением, а также грацией и ловкостью танцовщиц. Биотические способности необходимы, для того чтобы стать охотницей; их отсутствие делает невозможным службу азари в вооруженных силах.
Несмотря на подвижность, азари не способны выдерживать огневой штурм противников, таких, как кроганы, турианцы или земляне. Подразделения азари обычно немногочисленны, не имеют тяжелой брони и средств поддержки, они почти не способны вести традиционные боевые действия. Поэтому войска азари обычно проводят спецоперации. Подобно ниндзя, они отлично справляются с засадами, проникновением на территорию противника и ликвидацией, внося панику в ряды противника и уничтожая его в ходе сосредоточенных партизанских операций.
Известная турианская пословица гласит: "Азари – самые искусные воины во всей галактике. К счастью, их не так много".
Несмотря на всю утонченность и изысканность культуры азари, среди представителей этой расы тоже встречаются преступники. Для устранения самых отпетых и опасных преступниц азари основали Орден Юстицаров.
Юстицары – класс фактически неприкасаемых азари, вершащих правосудие внесудебными методами и действующих почти исключительно на территории своей расы. Лишь за последнее десятилетие юстицары ликвидировали на территории азари несколько десятков криминальных сообществ, управляемых как их сородичами, так и представителями других рас. При возможности они способны действовать аккуратно, а при необходимости – жестко. Преданные своему делу юстицары, в которых Орден развивает силу, биотические способности, находчивость, аскетизм и беспощадность, в представлениях азари окружены ореолом романтики и страха.
Юстицары, как правило, действуют поодиночке, но, благодаря огромному объему информации, к которой у них есть доступ, очень эффективно. Любая азари, вступившая в ряды юстицаров, уже имеет опыт разведывательной работы, расследования преступлений и ведения боевых действий, исчисляемый сотнями лет. Опыт юстицаров обычно даже превосходит опыт Спектров.
Юстицары предпочитают независимость, они не только редко нуждаются в помощи, но и резко отказываются от нее – с таким опытом и умениями, как у них, обычно соседствует немалое самомнение. Из-за конфликтов, вызванных таким самомнением, Орден юстицаров решил разработать так называемые Клятвы причастности. В этих клятвах говорится о защите невинных, о наказании виновных и защите законов и норм общества азари. Предназначение Клятв в том, чтобы юстицары действовали в согласии с существующей властью азари, а не желали перекроить общество в угоду себе. Тем не менее, возможность устроения юстицарами государственного переворота беспокоит властную верхушку азари, и более того – вынуждает ее предпринимать определенные меры.
Из всех клятв наименьшей популярностью пользуется Третья Клятва причастности. Эта клятва, требующая от юстицаров чтить существующую власть даже выше собственного кодекса, применяется в тех случаях, когда от не признающих компромиссов юстицаров требуется определенная гибкость мышления.
Дробовик. Изготавливались вручную исключительно для юстициаров. После многовековых переговоров чертежи были переданы десантным войскам азари. В "Апостоле" используются кассетные боеприпасы, наносящие огромный урон. Выстрел из такого оружия действует даже на противников, укрытых щитами.
Крупнокалиберный пистолет. Разработан в качестве оружия для азарийского сопротивления. Ведет огонь высокотехнологичными боеприпасами, похожими на небольшие деформирующие бомбы, взрывающиеся при попадании в цель и наносящие сокрушительный урон щитам и биотическим барьерам. Природа биотического поля не позволяет пробивать броню. Считается, что с ней должна справиться биотика бойца.
Лицевые маркировки (facial markings). Все разговоры о том, что у чистокровных азари нет лицевых маркировок были основаны на наблюдениях. Эриния, Моринт и Самара их не имели, поэтому логично было предположить, что отсутствие маркировки, является признаком чистокровности. Однако, у дочерей Самары: Рилы и Фалере маркировка имеется. При желании этому можно найти объяснение - в нечистокровности самой Самары и ее bondmate азари. К примеру, Лиара, являясь чистокровной, имеет маркировку в виде бровей, возможно, это потому что у нее дед кроган и матриарх Бенезия не была чистокровной, а возможно, что чистокровность никак не связана с наличием или отсутствием лицевых маркировок.
Щупальца азари в диалоге между Лиарой и Джокером (дословно):
Лиара: Я не буду отвечать тебе, движутся ли мои "щупальца на голове"! Джокер: Хорошо. Откажи мне в ответе на вопрос, мучивший меня годами. Идет война, мы можем погибнуть в любую секунду, а ты! Шепард: Знаешь, он будет к тебе приставать, пока ты не ответишь. Лиара *вздыхая* : Это слегка гибкие фестоны скальпа, в основном, состоящие из хрящевой ткани. И они не "болтаются".
Лиара Т'Сони является чистокровной азари, а ее мать - Матриарх Бенезия была одной из самых влиятельных членов Совета Матриархов.
Совет. Азари первыми обнаружили Цитадель. Когда туда прибыли саларианцы, азари предложили основать Совет Цитадели, основной задачей которого должно было стать поддержание мира в галактике. С тех пор ролью азари в Совете стала позиция посредников и центристов. Наличие одного представителя от азари в Совете является обязательным условием при вступлении любой расы в Пространство Цитадели. Если игрок решает не спасать Совет, то все члены нового Совета - люди, что является прямым нарушением договора рас. Совет, состоящий из представителей одной расы нелегитимный, т.е. ни одна раса не признает решений такого Совета.
Привилегии. Азари имеют уникальные военно-политико-экономические привилегии в Пространстве Цитадели: они могут содержать военных кораблей в два раза больше любой другой расы (или ограничивать наличие военных кораблей других рас в Пространстве). На миры Азари не распространяются торговые ограничения и запрет особых товаров (наркотики, оружие, работорговля).
Привлекательность. Судя по диалогу в баре Иллиума, каждая раса (салариане, люди, кроганы, турианцы) убеждены, что Азари - это точная копия их расы. Позже высказывается предположение, что Азари способны "залезать в голову", заставляя воспринимать их сексуальность каждой расой. Возможно это отклики их врожденных биотических умений, ферромонов или других типов влияния, обусловленных способом репродукции этой расы.
Цвет крови азари - фиолетовый/пурпурный (purple).
Кайден упоминает, что видел костюм Матриарха Бенезии на "сайте для взрослых" в разделе фетиш.
Служба информации Цитадели, Авина, создана в виде Азари.
Атаме (Athame, имя богини азари) - это название специального кинжала, который неоязычники (шаманы) используют для жертвоприношений.
Азари - это второе имя Осириса, египетского бога. В русском языке упоминается как Азарь (м.р.).