2230 год от рождества Христова.
Корабельный журнал, Нормандия SR-2
Автор - Адм.Гаррус Вакариан
В юношестве я слепо верил, что можно достичь абсолютного мира, справедливости. Теперь же, спустя сорок лет после великой победы над Жнецами для меня это понятие приобрело совсем другое значение. Теперь я понял, что мир - это то, чего мы, расы Галактики, достигли после нескольких мучительно долгих лет сражений с угрозой из темного космоса. И мы бы ничего не добились, не будь у нас одной знаменательной персоны.
Шепард... Эта женщина имеет для меня очень важное значение. Она заставила меня полностью пересмотреть свои взгляды на жизнь. Благодаря ей я нашел себя и определил свое место. Кто знает, возможно, если бы не было ее, Цикл продолжился и я бы вряд ли мог сделать эту запись. Многие до сих пор не любят людей за их бескомпромиссность, и даже саму Шепард, ведь именно с ее подачи погиб старый Совет Цитадели. Я отвечу им так: ни у кого нет права оспаривать, что историю делают выскочки, которые идут поперек общественного мнения, и Шепард как раз относилась к таким. И я уважаю ее за это.
Что же касается этой важной победы, то я горд, что родился именно в том поколении, которое сумело ее одержать. Конечно, потери были колоссальны и потребуется еще не одно столетие на восстановление, но у нас по-прежнему есть Шепард, которая активно нам помогает.
Я все еще колеблюсь над тем, правильным ли решением было брать контроль над Жнецами, но когда я вспоминаю, кто управляет, все мои сомнения проходят сами собой. И даже когда Шепард уйдет из Галактики и впадет в забытие, ее подвиг не будет забыт.
А если будет... Скажу так: существует еще множество убедительных поводов, всегда готовых вернуться[последние два предложения зачеркнуть].
***
2189 год от рождества Христова.
Высокое помещение Башни Цитадели отражало от своих величественных древних стен множество возгласов о легендарности назревающего соглашения, по важности своей который превышал все договора всех времен и народов, когда-либо существовавших. По крайней мере, всем присутствующим политикам очень нравилось такое мнение.
Собрание, целью которого было подписание соглашения под наименованием «Договор о Согласии» было начато с подачи новоиспеченного советника человечества трое суток назад, и после окончания череды компромиссов и уступок, как и положено на политических собраниях, квартет советников решил наконец подвести итоги.
Первой, как обычно, выступила советница азари.
- Прошу внимания! Теперь, когда все основные вопросы решены, пришло время собрать подписи. - Уставшим, но торжествующим тоном произнесла она. Времени на сон у членов заседания в течении этих суток было мало.
Молодой чернокожий советник человечества, роль которого на заседании была чисто стимулирующая, вставил свое слово.
- Человечество уже внесло свою подпись, теперь настал ваш черед. Покажите, что вы достойны участия в этом важнейшем событии. Другого такого же, скорее всего, уже не будет. - Решив поправить себя, он добавил. - Молитесь, чтобы такого момента больше никогда не настало!
Пространство зала озарило ярыми аплодисментами. Советница азари произнесла в микрофон слова, при помощи усилителя донесшиеся до ушей каждого из присутствующих:
- Как представитель всего народа азари, официально заявляю о подписании договора. - Неизвестно доподлинно, какой звон отразился при этом в слуховых отверстиях остальных, однако настроение эти слова определенно подняли всем.
Прозвучали очередные торжественные аплодисменты. Советник, считавшийся главным среди всего квартета, выразил свое согласие с мнением людей, что безусловно имело ключевое значение.
- От лица всей саларианской державы заявляю о подписании договора. - Быстро протароторил советник-саларианец, который, скорее всего, был единственным, кто не чувствовал себя таким уставшим.
Аплодисменты повторились.
- Выражая честь турианского народа, заявляю о подписании договора. - Раздался голос третьего советника, и после его выступления пронеслась еще одна волна торжествующих хлопков всех гуманоидов, населявших Башню Цитадели, и так повторялось каждый раз.
Все делегаты в итоге оказались единогласны, и почти сразу после этого заседание окончилось. Политики рассадились по своим кораблям и отчалили от станции-столицы. Под сопровождением военных они должны были прибыть в специально обустроенные бункеры в хорошо охраняемой системе, наполненные провизией настолько, что, в теории, каждый из политиков мог бы провести там практически весь остаток жизни, не выходя, что в сущности и подразумевалось, учитывая опасность любых перемещений в космосе.
***
«Мы люди - кем мы показали себя галактике? Бескомпромиссными патриотами вначале, но позже - объединителями Галактики! Мы стали мудрее благодаря тебе, Шепард, и я уважаю тебя за это. Ты смогла показать всем, что люди - это не только некто вроде нас. Цербер нужен лишь для того, чтобы возвысить человечество, но не стать его лицом. И ты смогла этого добиться».
Из динамиков голос Призрака раздавался всюду по станции, что утомляло командера Шепард.
«Снова этот восхвалительный тон... В прочем, скоро он умолкнет, уж я позабочусь об этом».
Цербер был атакован в самое сердце. Станция Прометей была охвачена пламенем, кабинет Призрака был взят, основные силы обороны станции терпели поражение, хотя и упорно сопротивлялись.
Умирающая звезда, бросавшая свет сквозь огромный тонированный иллюминатор, была единственным источником света в тусклом помещении, если не считать голо-интерфейса по центру.
Раздражающий гул в ушах, вызванный воем сирен и неустанной хвалебной речью, все же кое-что разбавляло - полуживое истекающее кровью тело Кая Лена.
- За Тейна, за то, что чуть не убил Андерсона, и еще за всех тех, кого ты убил, подонок! - В финальный удар Шепард вложила всю свою злобу, и когда убийца окончательно стал неодушевленным объектом, Шепард осела на землю, схватившись за голову руками. В последнее время она плохо спала и много пережила, и даже такого закаленного воина, как она, это выматывало. Возможно, все решения, которые она приняла до этого, были не верны? Ночь с Гаррусом определенно дала ей передышку и воодушевила, зарядив эмоционально, но не более того. Она специально не взяла с собой в отряд турианца, чтобы быть в хорошем боевом духе. Тем не менее, она ощущала себя очень уязвимой.
- Ты как, Шкипер? Выглядишь не ахти, и я говорю не только о твоих боевых шрамах. - Подошла к ней Эшли, хлопнув по плечу.
- Со мной все в порядке, нечего волноваться. Просто выдохлась, гоняясь за этим ублюдком. - Соврала она.
Эшли помогла командеру подняться.
- Самое главное, чтобы ты была той же Шепард, которую я встретила на Иден Прайм, когда ты положишь конец чертовым Жнецам.
- Что ж, учту твое мнение, лейтенант. - С сухой улыбкой произнесла командер.
«Или лучше было назвать ее СПЕКТРом?», колебалась командер, ведь все-таки, в пределах пространства Цитадели Эшли Уильямс была выше Шепард в звании.
- Точно... - Взглянула Эшли на труп Лена. - Он получил свое.
- Не хочу отвлекать, но челнок прибыл. - Сказала СУЗИ, которая уже шла к спасительному летательному аппарату, той самой долгожданной посудине, которая должна была вернуть их на Нормандию, чтобы совершить марш-бросок прямиком к Солнечной системе на самом острие атаки. Шепард и Эшли вслед за СУЗИ незамедлительно ступили на борт, показавшийся из зияющей пробоины в корпусе станции, которую от открытого космоса отделяло лишь незримое силовое поле. Теперь можно было убраться из этого злосчастного места.
- Ни одна цивилизация больше не услышит о Цикле. И точка. - Произнесла Шепард, когда трап закрывался.
***
Единственный раз за долгое время Шепард осознала свое полнейшее бессилие и отсутствие контроля над ситуацией. Ствол ее же пистолета, который она держала своей же рукой, против ее воли упирался ей прямо в висок, ведомый усилием мысли Призрака.
Лепестки Цитадели не сверкали больше городскими огнями, во многих местах станция была вспорота массированным огнем.
Командер пыталась сопротивляться индокринации, но у нее ничего не выходило. Она была окончательно вымотана и ничего не могла поделать. Возможно, следовало послушать совет доктора Чаквас о вреде бескомпромиссного поведения. Тогда, возможно, эффект не подействовал бы на нее так сильно.
- Ты совершаешь глупую ошибку, Шепард. Ты видишь, на что я способен? Теперь ты понимаешь, от чего отказываешься? Ты просто боишься принять подобное решение. Я расчитывал на тебя, Шепард, но вышло так, что огромные средства, вложенные мной в тебя, не оправдались. И теперь ты мне больше не нужна. - Прежняя деликатность главы Цербера испарилась, словно бы ее никогда и не было.
Обмякшее, лежащее в луже крови тело Андерсона лежало напротив панели.
- Прощай, Шепард.
Близость собственной смерти заставила Шепард закрыть глаза.
Выстрел.
Вспышка света, сопровождаемая звуком, словно остановила время. Сейчас командер Шепард должна была позорно упасть безвольным и безжизненным куском мяса здесь, у самого конца пути.
Но этого не произошло.
Неожиданность!
Тело Призрака с отверстием в голове покачнулось и упало на металлический пол.
Шепард открыла глаза.
Андерсон, пусть и находясь в шаге от смерти, спас командера. Его протянутая рука нетвердо держала пистолет, и в конце концов выпустила его, упав на землю.
- Андерсон! - Наклонилась над ним Шепард и подобрала его голову.
- Иди же... - Андерсон едва говорил, захлебываясь собственной кровью.
- Шепард.
- Да, Андерсон? Что ты хочешь мне сказать?
- Мы сделали это, ведь так?
- Конечно же, мы уничтожили и Цербер, и Призрака, ты и я. И без тебя я бы точно не справилась.
Последней фразы Андерсон уже не услышал. Его глаза закатились. Шепард аккуратно положила голову адмирала на металлический пол и встала.
Панель была впереди. Она была активирована и сияла синим, ожидая заветной команды. Преодолев путь к ней, хромая, Шепард застыла. Она увидела, что процесс загрузки программы Призрака был почти завершен.
98%. Шепард задумалась на секунду.
«Можно было бы положить конец войне прямо сейчас. Нет! Уничтожила базу Коллекционеров, уничтожу и Жнецов»!
99%. Рука, протянутая командером к дисководу, остановилась. 100%.
- Загрузка завершена. - Произнес механический голос.
Сперва глаза Шепард остекленели, но через секунду она отринула все колебания - дело сделано и нечего тут жалеть. На экране появилось изображение ладони. Интуитивно она осторожно приложила свою ладонь к экрану.
- Цикл не мо... - Неожиданный разряд электричества встряс все мускулы и внутренности Шепард. Она упала, дымясь. Ей было очень больно, но дело надо было закончить. Она поднялась и снова коснулась рукой экрана. Она оставалась на коленях для устойчивости и придерживала ладонь прижатой другой рукой. Это было невыносимо трудно, но так было необходимо.
- ...жет быть прерван. - Череда невнятных видений, очень знакомых Шепард, разразила ее сознание. Память предков перемешивалась с ее собственной, и отличить, где были ее воспоминания, а где чужие, было почти невозможно.
В какой-то миг все картины слились в одну единую пелену, и Шепард почувствовала свободу. Прошла пара минут, хотя было ощущение, что прошли месяцы, и ей показалось, что она стала в тысячи, в миллионы раз больше. Она вдруг почувствовала себя ватной, практически нематериальной. Но по-прежнему существующей.
У нее не было времени вдаваться во все тонкости в управлении Жнецами.
Придя в себя, она попыталась произнести свой первый приказ Жнецам, что в итоге вышло с первой же попытки.
- Прервать цикл. - Командер удивилась своему новому кибернетическому голосу. Ее слова эхом отразились от каждого крупного Жнеца, что было слышно на любых планетах, имеющих атмосферу.
***
2230 год от рождества Христова.
Корабельный журнал, Нормандия SR-2
Автор - Адм.Гаррус Вакариан
Это был определенно воодушевляющий момент, когда Жнецы заговорили голосом Шепард и война в миг прекратилась. Тысячи гигантских машин покинули очаги сражений. Однако после них остались лишь несчастье и боль.
Настал тяжелый период и конец ему наступит еще не скоро. Но по его окончании история совершит новый виток. И наше поколение будет венчать его.
Стук в дверь.
- Входи. - Несмотря на пожилой возраст, Гаррус все еще сохранял бодрость и уверенность в голосе. Он развернулся на стуле.
- Мне сказали, что ты ждал меня, отец. - Это был турианец, почти разменявший четвертый десяток. Он вошел в каюту и дверь закрылась за ним.
- Ты дописал свое послание и поручаешь мне его разослать, не так ли? - Спросил он же.
- Меня всегда забавляла твоя проницательность, Клетрик Вакариан. Совет как-то умудряется замять любые упоминания о Шепард, но ты ведь знаешь правду.
- Однажды ты должен перестать называть мою фамилию кроме имени каждый раз, когда ко мне обращаешься.
- Ну должен же ты помнить, кем усыновлен.
- Как будто мне твоего лица, развешенного по всем городам Иерархии не хватает.
Оба турианца рассмеялись.
- Ты знаешь, что от тебя требуется.
- Да мне же скоро сорок стукнет - отец, у тебя все в порядке с тем, что у тебя под гребнем? - Усмехнулся.
- Очень смешно. А теперь иди уже.
- Пока, отец.
- Удачи, сын.
Створки двери закрылись вслед за ним.
Синяя диаграмма над картой Галактики, мигая, показывала, что восстановление миров во всех зонах шло стабильными темпами.
КОНЕЦ.