Масс Эффект. Теория: Одурманивание у Пульта управления
Автор: Sambian Жанр: Статья Предупреждение: Моя личная теория. Просьба не путать с общеизвестной "Теорией одурманивания".В отличие от «классической» теории, Шепард никогда не был одурманен до того момента, пока не потерял сознание у Пульта управления в зале Цитадели в последнем эпизоде Масс Эффект 3.
В действительности всё не так, как на самом деле.
Станислав Ежи Лец
Если собрать все копья, сломанные фанатами в спорах о концовках Масс Эффект 3 и о том, какая же из них более соответствует букве и духу Трилогии, то, как мне кажется, этим сырьём можно было бы обеспечить деревообрабатывающую промышленность Китая на несколько лет вперёд. Ненамного меньше поступило бы с полей баталий и по поводу так называемой «Теории Одурманивания». Но я не хочу здесь касаться этой избитой, темы. Название моей теории хотя и схоже с «классической» внешне, но суть её совершенно другая. Название её: «Одурманивание Шепарда у Пульта управления системой «Горн-Цитадель»». Ну а если коротко, то «Одурманивание у Пульта управления». В чём же её суть? А вот в чём.
В отличие от «классической» теории, никому из представителей Жнецов, и даже ИИ «Катализатору», никогда не удавалось ни на секунду одурманить Шепарда. Никогда, до самой его попытки запустить Горн и потери сознания у Пульта. Тяжело раненый, смертельно уставший и ослабевший Шепард уже не смог сопротивляться пси-атаке ИИ «Катализатора», отключился и, незаметно для себя, поддался одурманиванию. Так же немаловажную роль в этом сыграл расслабляющий эффект после достижения цели — всё, бой закончен, победа, можно и расслабиться. Это состояние хорошо передал перед смертью адмирал Андерсон, сидя рядом с Шепардом и любуясь открывшейся панорамой: «Мы сделали это. Мне кажется, что я не отдыхал уже тысячу лет...». Это общее расслабление и сыграло основную роль в последующих событиях, показанных в заключительном ролике игры — Шепард ползёт к Пульту, чтобы запустить систему и... теряет сознание. Ну а дальше мы видим кадры подъёма платформы с его телом куда-то ввысь, в небеса... Вот только суть в том, что никуда, в действительности, он не поднимается, а продолжает лежать без сознания у Пульта. Исходя из этого, все последующие события, показанные нам в заключительном ролике, происходят только в одурманенном сознании нашего героя. Но об этом позже, а пока вернёмся в предысторию. Для этого нам необходимо вспомнить, кто такие Протеане, кто такие «выжившие на Илосе» и что им удалось сделать после поражения в войне со Жнецами. А ещё, кто такой известный нам ИИ «Катализатор» и откуда он вдруг, как чёрт из табакерки, появляется в своём зале с огромным «светофором»? Ещё немаловажно ответить на вопросы:
1. Как такое могло случиться, что это, почти что циклопическое сооружение, никем не было замечено за тысячи лет нашего цикла, не говоря уже о двадцати тысячах циклов до нас?
2. Что такое, в конце концов, настоящий Катализатор?
3. Что такое Горн?
Итак, как мы знаем из бесед с «последним из могикан» Явиком, а также с протеанским ВИ «Страж» на планете Илос, Протеане были не только высокоинтеллектуальной и технологически продвинутой расой. Они, единственные среди известных нам рас Млечного Пути, не были застигнуты врасплох атакой Жнецов. Видимо, изучая останки цивилизаций прошлого, а может и прямые предупреждения своих предтеч об опасности, они быстро поняли, что все эти периодические массовые вымирания не случайны и причиной их является некая сила, обладающая колоссальным могуществом и уничтожающая всё разумное во Млечном Пути каждые пятьдесят тысяч лет. Поняли и стали готовиться к войне. Где с помощью ума, где с помощью мягкой, а где и жесткой и даже жестокой силы, они создали огромную, могущественную Империю, способную, по их мнению, победить таинственного и страшного врага.
Не отставали они и в разработке самых продвинутых военных технологий. Проводя археологические исследования, Протеане наткнулись на чертежи гигантского технического устройства, сконструированного в каком-то из прошлых циклов. Судя по всему, к данному чертежу прилагалась и «инструкция по применению». Разобравшись во всём, они поняли, что Предтечи подарили им джокер, превращающий все тузы Жнецов в обычные куски картона. Обладание таким супероружием делало армию Жнецов «колоссом на глиняных ногах», который разваливался от одного-единственного выстрела Горна.
Еще одним достижением научно-технического гения Протеан, а может быть и какой-то другой расы их Империи, было строительство действующего прототипа ретранслятора. С помощью пары таких устройств они создали транспортный Канал «Илос — Цитадель» и успешно испытали его. Этот факт говорит нам о том, что уровень развития протеанских технологий вплотную приблизился к уровню технологий Левиафанов, создавших ИИ «Катализатор», а он, в сою очередь, создал Жнецов. Ещё полсотни, а может и меньше, лет и Протеане обошлись бы даже без помощи Горна, построив армаду кораблей, не уступающую по техническому уровню вражеским кораблям, а по численности даже превосходящую их флот. Есть сомнения? С их-то галактической Империей, централизацией и возможностью объявить переход к мобилизационной предвоенной экономике? У Протеан были все необходимые ресурсы и возможности, но не было только одного — времени. Исследования так и остались незаконченными, а Горн — недостроенным. Понимая, что поражение в войне неизбежно, они решили оставить наследие, которым смогут воспользоваться если не будущие поколения возрождённой Империи, то хотя бы те, кто придёт им на смену в следующем цикле. Что же входило в «комплект» этого наследия? Рассмотрим эти дары.
Горн, безусловно, является самым впечатляющим подарком для нашего цикла. Хотя и бытует мнение, что его создавали цивилизации многих циклов, но против этого существует серьёзное возражение. Представляется сомнительным, что такая передача чертежей от цикла к циклу могла остаться незамеченной Жнецами. Как ни пытались бы цивилизации каждого цикла сохранить тайну, но когда-нибудь произошла бы утечка, учитывая известную способность Жнецов к одурманиванию. Следовательно, серия циклов была довольно короткой и, вполне возможно, что Горн спроектировали предтечи Протеан. Если так, то и они же сделали конструкцию идеально подходящей для соединения и синхронизации с Цитаделью. Создатели этого супероружия не могли не понимать, что для выстрела, способного уничтожить всю армию Жнецов нужен колоссальный дополнительный источник энергии и цепочка усилителей, покрывающая всю Галактику. Лучше Цитадели, с её запасами энергии и сетью ретрансляторов, трудно было что-то придумать. Да-да, именно Цитадель является тем самым Катализатором и с ней синхронизирован Горн, а не лживое существо, именуемое ИИ «Катализатор» и рассказывающее сказки о своём единстве с Цитаделью.
Далее — Пульт. Он был сконструирован не для управления Цитаделью, а в качестве спускового крючка для супероружия, чем является уже описанная выше система «Горн — Цитадель». Скорее всего, его построили уже сами Протеане, по заранее приготовленным чертежам, а настройкой занялись выжившие учёные в период, когда Жнецы покинули Млечный Путь и опасность обнаружения этого устройства миновала. Это были те самые, «выжившие на Илосе», о которых поведал Шепарду ВИ «Страж». Электронная начинка Пульта была сконструирована и настроена так, что после стыковки Горна с Цитаделью, запустить систему и «нажать на спусковой крючок» мог только органический мозг. О том, что такая настройка возможна косвенно подтверждает всё тот же ВИ «Стаж», когда говорит Шепарду о том, что только органик имеет возможность вступить с ним в контакт и получить информацию. Пульт же был настроен ещё проще — на мысле-образы органического мозга. Стоило живому разумному существу приблизиться к нему достаточно близко и представить себе, что система «Горн — Цитадель» начинает работать, как происходила её инициация и «выстрел». Да, вот так просто и надёжно.
Но самым главным подарком Протеан для нашего цикла, без которого первые два бесполезны, была блокировка ретрансляционных возможностей Цитадели. Ретранслятор Жнецов в «тёмном космосе» оказался бесполезным и начало войны было оттянуто на целых три года, а армии вторжения пришлось долго тащиться своим ходом из далёкого «тёмного космоса». Это дало некоторую передышку содружеству цивилизаций, что бы если уж не подготовиться к войне в достаточной мере, так хотя бы отправить колониальную экспедицию в Андромеду, которая являлась фактически побегом для сохранения ведущих рас Млечного Пути от тотального уничтожения.
Рассмотрим теперь, что нам известно о «Выживших на Илосе». Вот что о них и их подвиге говорит Кодекс:
«Как бы не были тщательны Жнецы, некоторых Протеан они всё же упустили. Накануне их нападения Потеане были на грани того, чтобы раскрыть тайну технологии ретрансляторов. Илос был сверхсекретной базой, где учёные пытались воссоздать ретранслятор в миниатюре — Канал. Он был напрямую связан с Цитаделью — узлом сети ретрансляторов.
Официальные данные о базе были уничтожены в начале нападения на Цитадель. Благодаря этому она уцелела, когда протеанская Империя рухнула.
В целях экономии ресурсов, уцелевшие были погружены в анабиоз. ВИ Стража оставили следить за происходящим и пробудить сотрудников, когда опасность пройдёт.
Выжившие учёные поклялись найти способ не дать Жнецам вернуться, навсегда прервав циклы. После долгих лет напряжённых исследований они нашли решение. Хранителями управляет Цитадель. Каждый раз перед вторжением через станцию проходит сигнал, который заставляет Хранителей включить ретранслятор. С помощью Канала Протеане получили доступ к Цитадели и произвели необходимые модификации сигнала. Но Канал был всего лишь прототипом, работающим только в одном направлении, так что учёные оказались заперты на станции. Страж не знает, что с ними стало потом. Вряд ли они нашли на станции воду или пищу, и, скорее всего, погибли.
Когда отряд во главе с капитаном Шепард(ом) прибыл на Илос, Страж понял, что жертва протеанских учёных была не напрасной. Посланный Властелином сигнал на Цитадель хранители проигнорировали, и Жнецы остались заперты в тёмном космосе. ВИ предоставил капитану копию файла, который нарушил протоколы безопасности Цитадели и временно дал контроль над станцией. Также он поделился некоторой информацией о протеанской Империи, их войне со Жнецами и о самих Жнецах, а после направил к Каналу.
Победа над Властелином не остановила Жнецов, но дала передышку в три года. Побывавшая на Илосе после Шепард(а) исследовательская группа обнаружила, что ВИ больше не функционирует.»
Так что цивилизациям нашего цикла, именно благодаря Протеанам, не смотря на огромные жертвы и разрушения, всё же удалось победить, казалось, непобедимое на протяжении миллиарда лет, зло — Жнецов.
Ну а как обстоят дела с «ИИ Катализатором»? Об этом персонаже нам стало известно как из разговора Шепарда с самим этим ИИ, так и с его создателями — Левиафанами. Так как это он вдруг, так неожиданно, оказался на Цитадели и что это за огромный зал со «светофором», в котором он заседает? Почему Шепард оказался в этом помещении внушительных размеров, которое почему-то никем и никогда не было замечено в течении прошедшего миллиарда лет?
Суть в том, что никуда Шепард не поднимался после потери сознания у Пульта, когда приполз туда в с намерением наконец запустить систему «Горн-Цитадель». Всё, что он видел — огромный зал с «ИИ Катализатором» в образе мальчика и три вида ворот (синий, зелёный, красный) было результатом временного одурманивания главным злодеем в истории нашей Галактики. Как мы уже знаем, этот хозяин Жнецов и руководитель жатв, был создан Левиафанами около миллиарда лет назад на основе матрицы чьей-то личности, так и оставшейся неизвестной. Создавался он из самых благих намерений — найти решение извечного конфликта «Органики-Синтетики». Левиафаны имели очень большую надежду на решение этой проблемы, что дало бы Галактике вечный мир и открывала дорогу в общий рай для всех рас. Как нам известно, решение было найдено, но так называемые «жатвы», оказались дорогой, ведущей в ад, правда вымощенной «самыми благими намерениями». Были ли за время этих двадцати тысяч циклов сбои или осечки, мы не знаем, но если и были, то как-то существенно повлиять на процесс они не смогли. Однако это не могло продолжаться бесконечно, и самая существенная осечка произошла в предыдущем цикле — Империя Жнецов, если её можно так назвать, столкнулась с самым могущественным объединением разумной жизни Млечного Пути за прошедшие миллиард лет — Империей Протеан. Эта жестокая и мужественная раса поставила под сомнение всемогущество Жнецов и, не смотря на поражение, смогла оставить задел будущим разумным расам Галактики, для их победы над этим вселенским Злом. Об этих дарах я уже упомянул выше.
Ну а как же тогда ИИ «Катализатор»? Где он был и почему не реагировал на эти действия? С самого начала следует отметить, что рассказ о том, что он всегда находился на Цитадели и един с ней — абсолютная ложь хитрого и коварного машинного разума! Почему?
Во-первых, если это так, то не было бы у Жнецов проблем с открытием портала под названием «Цитадель». Да и вообще, никакие протеанские учёные не смогли бы ничего сделать с перепрограммированием Хранителей и блокировкой портала — ведь, если он един с Цитаделью, то и контролирует её. В крайнем случае, вызвал бы кого-то из Жнецов, и эти опасные манипуляции были бы пресечены в самом начале.
Во-вторых, и это самое главное — не стал бы «Катализатор» избирать себе такое опасное место, как Цитадель! Каковы же источники этой опасности? Всё дело в том, что это, пусть и гигантское сооружение, не является чем-то вечным, непоколебимым и несокрушимым. Достаточно очень мощной термоядерной бомбы, а лучше нескольких, в самых уязвимых местах конструкции и Цитадель превращается в кучу обломков. Можно возразить, что мол зачем кому-то взрывать Цитадель? Однако, могут быть разные причины для этого и самая главная, это раскрытие её секрета, как ретранслятора для проникновения Жнецов. Если Протеане смогли понять это, то, вполне возможно, что ещё кто-нибудь за двадцати тысяч циклов, так же смог бы разгадать её главное назначение. «Катализатор» тоже прекрасно понимал это и не стал бы рисковать, подвергая опасности не только себя, но и выполнение своей программы. Достаточно одного удара, и руководство циклами было бы уничтожено! Да и кроме преднамеренного уничтожения Цитадели за миллиард лет могло произойти множество различных случайностей — взрыв сверхновой, столкновение с блуждающей планетой, какие-то крупные катастрофы, война между разумными расами и т.п. Нет, наш ИИ не идиот, чтобы не понимать риска. Отсюда следует вывод — ИИ «Катализатор» всегда находился где-то в далёком, безопасном месте у ретранслятора Жнецов в «тёмном космосе». Ведь что бы руководить своей армией ему не нужно находиться рядом — эффект квантовой спутанности даёт мгновенную связь на любом расстоянии. Так вот, когда Жнецы восстановили канал связи своего главного ретранслятора с Цитаделью, тогда «Катализатор» и приобрёл возможность не только контактировать с теми, кто мог оказаться там, но и одурманивать их. Так, окончательно, был одурманен Призрак, а так же предпринята попытка одурманить Андерсена и Шепарда. Для ИИ вдруг стало понятно истинное назначение Пульта, Горна и возможность использовать Цитадель как усилитель. Он увидел, какую смертельная опасность грозит ему и его армии. Когда Горн пристыковался, а Шепард стал ползти к этому центру запуска системы, ИИ «Катализатору» стало ясно, что ему и всей армии Жнецов осталось жить считанные минуты. Допустить такое было абсолютно невозможно и вся сила одурманивания обрушилась на тяжело раненого, смертельно уставшего, в том числе и психологически, Шепарда. Его нервная система не выдержала и командер потерял сознание.
Быстро воспользовавшись этим, «Катализатор» создал в мозге Шепарда иллюзию — «мальчика» из прошлого для усиления чувства вины, огромный зал с тремя цветными воротами и диалог, где правда о причинах всего происходившего и происходящего была очень обильно перемешана с абсолютной ложью. Зачем? Для обмана и не допущения инициации системы «Горн-Цитадель». Ведь стоило Шепарду представить уничтожение армии Жнецов, как система тут же сработала бы и её излучение уничтожило бы армию агрессора. Вот для предотвращения этого и была предназначена вся болтовня «Катализатора» а так же четыре варианта выбора, остроумно названными поклонниками игры — «Светофором». Возникает естественный вопрос — а почему тогда в этот «светофор» включён и недопустимый для главаря красный сигнал — Уничтожение? Да потому, что все варианты — это всего лишь иллюзия в мозге Шепарда, кроме одной — идеи Уничтожения. Он годами вынашивал её, мечтал о ней и представлял мысленно эту минуту торжества. Это стало его сверхидеей, смыслом существования, частью его личности... Нет, уничтожить её было невозможно! Но, можно попытаться обмануть. Вот почему «Катализатор» и предлагает Шепарду в первую очередь другие варианты, красочно описывая их преимущества и даже не заикаясь о каких-либо недостатках. Прямо этакая идиллия и рай во Вселенной. Всё так, пока обсуждение не касается Уничтожения. Не правда ли странно? Здесь наш синтетический хитрец начинает юлить, представлять сомнительные, а то и вообще глупые аргументы, освещая этот выбор только в негативном свете. Самым идиотским аргументом было утверждение «Катализатора» о том, что Шепард — полусинтетик из-за наличия у него различных протезов и усилителей. Трудно придумать что-то глупее, чем это утверждение. Как известно, «синтетик», это не тот, у кого синтетическая платформа или какие-то протезы, а тот, у кого «синтетический» (электронный) мозг. Вот что является определяющим различием! Ещё один очень умный ход, это окраска Уничтожения красным цветом, что не является случайностью. Красный цвет для человека ассоциируется с большой опасностью — «стой, остановись, не делай этого, это опасно, смертельно опасно!» и т.д. Шепард стоит перед очень трудным выбором и даже Отказ не решает проблемы. Это, кстати, вообще идеальный вариант для «Катализатора». Какой же выбор сделать? Дело в том, что только Уничтожение даёт истинную победу в реальном мире над Жнецами. Любой другой выбор приводит к поражению и продолжению циклов — система «Горн-цитадель» не срабатывает, и Жнецы побеждают. Причём это поражение органиков лишает всякой надежды все цивилизации будущих циклов. Теперь-то «Катализатор» учтёт все свои ошибки и не допустит того, что случилось в нашем цикле. Вот только Шепард никогда не узнает об этом. В его сознании возникнет яркая и успокоительная картина иллюзии «победы» — синяя или зелёная, в зависимости от выбора.
Так что же, только Уничтожение — истинный выбор? Да! Да, без всяких там рефлексий — «ах этих жалко, ах те погибнут и т.п. и т.д». Жалко? Конечно. А разве не могли до этого погибнуть Сузи, Легион и многие другие? К тому же за двадцать тысяч циклов были уничтожены сотни триллионов, а то и триллиарды разумных существ, а если жатвы не закончатся то, возможно, погибнет намного больше. Но если он выбирает Уничтожение, то посылает мысленный сигнал на Пульт, и Жнецы вместе с ИИ «Катализатором» повержены, а органики выигрывают. Ну а после этого Шепард наконец очнётся и увидит истинную Победу! Собственно, это и показано в последних кадрах игры!
Какой же вывод можно сделать из вышеизложенной теории и, собственно, как данная теория может помочь как игрокам, так и будущим разработчикам различных направлений Вселенной Масс Эффект — игр, книг, фильмов и т.п.? Рассмотрим каждый пункт в отдельности.
В чём же интерес в выборе Уничтожения для игроков серии Масс Эффект? Известно, что довольно большое количество игроков было возмущено применением в концовке Синтез ничем не обоснованного и абсолютно антинаучного, некоего соединения ДНК-органиков и ДНК-синтетиков, существование которого нельзя втиснуть ни в какие рамки здравого смысла. Это «объединение» мы можем видеть в заключительных кадрах после выбора этого варианта. Такая идея очень сильно колеблет авторитет Масс Эффект, как жанра научно-фантастической Вселенной, и теснит его в область фэнтези, что, для части почитателей игры, неприемлемо.
Следующим камнем преткновения является Контроль. Сомнения игроков и их неуверенность в таком развитии событий обусловлены, в том числе, и теми рисками, на которые мы идём, делая данный выбор. Риск состоит в том, что наш главный герой и ИИ «Шепард» — не одна и та же личность и будущие действия этой разумной машины в новом мире абсолютной власти и абсолютного всеобщего контроля непредсказуемы. Дело в том, что личность человека это не только его память, она намного сложнее и многограннее, а данный ИИ обладает только воспоминаниями Шепарда. Так что риск того, что победитель «дракона» сам превратиться в него, достаточно велик.
Последний же выбор, придуманный разработчиками игры, — Отказ, как мне кажется, в комментариях не нуждается.
Так что же нам даёт теория «Одурманивание у Пульта управления» для игроков и фанатов? Достаточно много.
Во-первых уверенность в правильности выбора для тех, кто выбрал Уничтожение. К тому же исчезают всякие моральные колебания по поводу гибели тех или иных синтетических существ, т.к. это неизбежные жертвы. Такие же, как были смерти напарника на Вермайре или Мордина на Тучанке.
Во-вторых, поднимает авторитет Вселенной Масс Эффект как достаточно твёрдой научной фантастики. Ну и последнее и немаловажное — вполне может переубедить какую-то часть тех, кто не выбрал по тем или иным причинам Уничтожение, всё-таки задуматься о таком варианте.
Ну а как же разработчики игры, сценаристы, режиссёры будущих фильмов и писатели этой, одной из самых популярных, научно-фантастических вселенных? Для них, описанная выше теория открывает большие возможности для дальнейшего творчества и продолжения истории, не ограниченной вопросом, который многим не даёт покоя уже многие годы: «Так всё таки, какая из концовок является канонической?» Без решения этого вопроса дальнейшее продолжение Истории Млечного Пути не представляется возможным, а всякие попытки предположить, что все концовки каноничны, никак не вяжутся с элементарным здравым смыслом. Остаётся разве что временную линию разделить на четыре части и создать столько же альтернативных Вселенных, что ещё более сомнительно. Принятие же разработчиками игры теории «Одурманивание у Пульта управления» избавляет их от надобности делать выбор одной канонической среди четырёх равноправных концовок. Подчёркиваю, эта Теория даёт возможность объявить Уничтожение не канонической, а «истинной» концовкой, а три другие — «обманными», «фальшивыми» или что-то в таком духе. Тогда и вопросов о причине выбора не будет.
Вот какое простое и приемлемое решение проблем Вселенной Масс Эффект может принести представленная мною Теория Одурманивания у Пульта управления. Жаль только, что вряд ли разработчики используют её в создании новой серии игр.
Станислав Ежи Лец
Если собрать все копья, сломанные фанатами в спорах о концовках Масс Эффект 3 и о том, какая же из них более соответствует букве и духу Трилогии, то, как мне кажется, этим сырьём можно было бы обеспечить деревообрабатывающую промышленность Китая на несколько лет вперёд. Ненамного меньше поступило бы с полей баталий и по поводу так называемой «Теории Одурманивания». Но я не хочу здесь касаться этой избитой, темы. Название моей теории хотя и схоже с «классической» внешне, но суть её совершенно другая. Название её: «Одурманивание Шепарда у Пульта управления системой «Горн-Цитадель»». Ну а если коротко, то «Одурманивание у Пульта управления». В чём же её суть? А вот в чём.
В отличие от «классической» теории, никому из представителей Жнецов, и даже ИИ «Катализатору», никогда не удавалось ни на секунду одурманить Шепарда. Никогда, до самой его попытки запустить Горн и потери сознания у Пульта. Тяжело раненый, смертельно уставший и ослабевший Шепард уже не смог сопротивляться пси-атаке ИИ «Катализатора», отключился и, незаметно для себя, поддался одурманиванию. Так же немаловажную роль в этом сыграл расслабляющий эффект после достижения цели — всё, бой закончен, победа, можно и расслабиться. Это состояние хорошо передал перед смертью адмирал Андерсон, сидя рядом с Шепардом и любуясь открывшейся панорамой: «Мы сделали это. Мне кажется, что я не отдыхал уже тысячу лет...». Это общее расслабление и сыграло основную роль в последующих событиях, показанных в заключительном ролике игры — Шепард ползёт к Пульту, чтобы запустить систему и... теряет сознание. Ну а дальше мы видим кадры подъёма платформы с его телом куда-то ввысь, в небеса... Вот только суть в том, что никуда, в действительности, он не поднимается, а продолжает лежать без сознания у Пульта. Исходя из этого, все последующие события, показанные нам в заключительном ролике, происходят только в одурманенном сознании нашего героя. Но об этом позже, а пока вернёмся в предысторию. Для этого нам необходимо вспомнить, кто такие Протеане, кто такие «выжившие на Илосе» и что им удалось сделать после поражения в войне со Жнецами. А ещё, кто такой известный нам ИИ «Катализатор» и откуда он вдруг, как чёрт из табакерки, появляется в своём зале с огромным «светофором»? Ещё немаловажно ответить на вопросы:
1. Как такое могло случиться, что это, почти что циклопическое сооружение, никем не было замечено за тысячи лет нашего цикла, не говоря уже о двадцати тысячах циклов до нас?
2. Что такое, в конце концов, настоящий Катализатор?
3. Что такое Горн?
Итак, как мы знаем из бесед с «последним из могикан» Явиком, а также с протеанским ВИ «Страж» на планете Илос, Протеане были не только высокоинтеллектуальной и технологически продвинутой расой. Они, единственные среди известных нам рас Млечного Пути, не были застигнуты врасплох атакой Жнецов. Видимо, изучая останки цивилизаций прошлого, а может и прямые предупреждения своих предтеч об опасности, они быстро поняли, что все эти периодические массовые вымирания не случайны и причиной их является некая сила, обладающая колоссальным могуществом и уничтожающая всё разумное во Млечном Пути каждые пятьдесят тысяч лет. Поняли и стали готовиться к войне. Где с помощью ума, где с помощью мягкой, а где и жесткой и даже жестокой силы, они создали огромную, могущественную Империю, способную, по их мнению, победить таинственного и страшного врага.
Не отставали они и в разработке самых продвинутых военных технологий. Проводя археологические исследования, Протеане наткнулись на чертежи гигантского технического устройства, сконструированного в каком-то из прошлых циклов. Судя по всему, к данному чертежу прилагалась и «инструкция по применению». Разобравшись во всём, они поняли, что Предтечи подарили им джокер, превращающий все тузы Жнецов в обычные куски картона. Обладание таким супероружием делало армию Жнецов «колоссом на глиняных ногах», который разваливался от одного-единственного выстрела Горна.
Еще одним достижением научно-технического гения Протеан, а может быть и какой-то другой расы их Империи, было строительство действующего прототипа ретранслятора. С помощью пары таких устройств они создали транспортный Канал «Илос — Цитадель» и успешно испытали его. Этот факт говорит нам о том, что уровень развития протеанских технологий вплотную приблизился к уровню технологий Левиафанов, создавших ИИ «Катализатор», а он, в сою очередь, создал Жнецов. Ещё полсотни, а может и меньше, лет и Протеане обошлись бы даже без помощи Горна, построив армаду кораблей, не уступающую по техническому уровню вражеским кораблям, а по численности даже превосходящую их флот. Есть сомнения? С их-то галактической Империей, централизацией и возможностью объявить переход к мобилизационной предвоенной экономике? У Протеан были все необходимые ресурсы и возможности, но не было только одного — времени. Исследования так и остались незаконченными, а Горн — недостроенным. Понимая, что поражение в войне неизбежно, они решили оставить наследие, которым смогут воспользоваться если не будущие поколения возрождённой Империи, то хотя бы те, кто придёт им на смену в следующем цикле. Что же входило в «комплект» этого наследия? Рассмотрим эти дары.
Горн, безусловно, является самым впечатляющим подарком для нашего цикла. Хотя и бытует мнение, что его создавали цивилизации многих циклов, но против этого существует серьёзное возражение. Представляется сомнительным, что такая передача чертежей от цикла к циклу могла остаться незамеченной Жнецами. Как ни пытались бы цивилизации каждого цикла сохранить тайну, но когда-нибудь произошла бы утечка, учитывая известную способность Жнецов к одурманиванию. Следовательно, серия циклов была довольно короткой и, вполне возможно, что Горн спроектировали предтечи Протеан. Если так, то и они же сделали конструкцию идеально подходящей для соединения и синхронизации с Цитаделью. Создатели этого супероружия не могли не понимать, что для выстрела, способного уничтожить всю армию Жнецов нужен колоссальный дополнительный источник энергии и цепочка усилителей, покрывающая всю Галактику. Лучше Цитадели, с её запасами энергии и сетью ретрансляторов, трудно было что-то придумать. Да-да, именно Цитадель является тем самым Катализатором и с ней синхронизирован Горн, а не лживое существо, именуемое ИИ «Катализатор» и рассказывающее сказки о своём единстве с Цитаделью.
Далее — Пульт. Он был сконструирован не для управления Цитаделью, а в качестве спускового крючка для супероружия, чем является уже описанная выше система «Горн — Цитадель». Скорее всего, его построили уже сами Протеане, по заранее приготовленным чертежам, а настройкой занялись выжившие учёные в период, когда Жнецы покинули Млечный Путь и опасность обнаружения этого устройства миновала. Это были те самые, «выжившие на Илосе», о которых поведал Шепарду ВИ «Страж». Электронная начинка Пульта была сконструирована и настроена так, что после стыковки Горна с Цитаделью, запустить систему и «нажать на спусковой крючок» мог только органический мозг. О том, что такая настройка возможна косвенно подтверждает всё тот же ВИ «Стаж», когда говорит Шепарду о том, что только органик имеет возможность вступить с ним в контакт и получить информацию. Пульт же был настроен ещё проще — на мысле-образы органического мозга. Стоило живому разумному существу приблизиться к нему достаточно близко и представить себе, что система «Горн — Цитадель» начинает работать, как происходила её инициация и «выстрел». Да, вот так просто и надёжно.
Но самым главным подарком Протеан для нашего цикла, без которого первые два бесполезны, была блокировка ретрансляционных возможностей Цитадели. Ретранслятор Жнецов в «тёмном космосе» оказался бесполезным и начало войны было оттянуто на целых три года, а армии вторжения пришлось долго тащиться своим ходом из далёкого «тёмного космоса». Это дало некоторую передышку содружеству цивилизаций, что бы если уж не подготовиться к войне в достаточной мере, так хотя бы отправить колониальную экспедицию в Андромеду, которая являлась фактически побегом для сохранения ведущих рас Млечного Пути от тотального уничтожения.
Рассмотрим теперь, что нам известно о «Выживших на Илосе». Вот что о них и их подвиге говорит Кодекс:
«Как бы не были тщательны Жнецы, некоторых Протеан они всё же упустили. Накануне их нападения Потеане были на грани того, чтобы раскрыть тайну технологии ретрансляторов. Илос был сверхсекретной базой, где учёные пытались воссоздать ретранслятор в миниатюре — Канал. Он был напрямую связан с Цитаделью — узлом сети ретрансляторов.
Официальные данные о базе были уничтожены в начале нападения на Цитадель. Благодаря этому она уцелела, когда протеанская Империя рухнула.
В целях экономии ресурсов, уцелевшие были погружены в анабиоз. ВИ Стража оставили следить за происходящим и пробудить сотрудников, когда опасность пройдёт.
Выжившие учёные поклялись найти способ не дать Жнецам вернуться, навсегда прервав циклы. После долгих лет напряжённых исследований они нашли решение. Хранителями управляет Цитадель. Каждый раз перед вторжением через станцию проходит сигнал, который заставляет Хранителей включить ретранслятор. С помощью Канала Протеане получили доступ к Цитадели и произвели необходимые модификации сигнала. Но Канал был всего лишь прототипом, работающим только в одном направлении, так что учёные оказались заперты на станции. Страж не знает, что с ними стало потом. Вряд ли они нашли на станции воду или пищу, и, скорее всего, погибли.
Когда отряд во главе с капитаном Шепард(ом) прибыл на Илос, Страж понял, что жертва протеанских учёных была не напрасной. Посланный Властелином сигнал на Цитадель хранители проигнорировали, и Жнецы остались заперты в тёмном космосе. ВИ предоставил капитану копию файла, который нарушил протоколы безопасности Цитадели и временно дал контроль над станцией. Также он поделился некоторой информацией о протеанской Империи, их войне со Жнецами и о самих Жнецах, а после направил к Каналу.
Победа над Властелином не остановила Жнецов, но дала передышку в три года. Побывавшая на Илосе после Шепард(а) исследовательская группа обнаружила, что ВИ больше не функционирует.»
Так что цивилизациям нашего цикла, именно благодаря Протеанам, не смотря на огромные жертвы и разрушения, всё же удалось победить, казалось, непобедимое на протяжении миллиарда лет, зло — Жнецов.
Ну а как обстоят дела с «ИИ Катализатором»? Об этом персонаже нам стало известно как из разговора Шепарда с самим этим ИИ, так и с его создателями — Левиафанами. Так как это он вдруг, так неожиданно, оказался на Цитадели и что это за огромный зал со «светофором», в котором он заседает? Почему Шепард оказался в этом помещении внушительных размеров, которое почему-то никем и никогда не было замечено в течении прошедшего миллиарда лет?
Суть в том, что никуда Шепард не поднимался после потери сознания у Пульта, когда приполз туда в с намерением наконец запустить систему «Горн-Цитадель». Всё, что он видел — огромный зал с «ИИ Катализатором» в образе мальчика и три вида ворот (синий, зелёный, красный) было результатом временного одурманивания главным злодеем в истории нашей Галактики. Как мы уже знаем, этот хозяин Жнецов и руководитель жатв, был создан Левиафанами около миллиарда лет назад на основе матрицы чьей-то личности, так и оставшейся неизвестной. Создавался он из самых благих намерений — найти решение извечного конфликта «Органики-Синтетики». Левиафаны имели очень большую надежду на решение этой проблемы, что дало бы Галактике вечный мир и открывала дорогу в общий рай для всех рас. Как нам известно, решение было найдено, но так называемые «жатвы», оказались дорогой, ведущей в ад, правда вымощенной «самыми благими намерениями». Были ли за время этих двадцати тысяч циклов сбои или осечки, мы не знаем, но если и были, то как-то существенно повлиять на процесс они не смогли. Однако это не могло продолжаться бесконечно, и самая существенная осечка произошла в предыдущем цикле — Империя Жнецов, если её можно так назвать, столкнулась с самым могущественным объединением разумной жизни Млечного Пути за прошедшие миллиард лет — Империей Протеан. Эта жестокая и мужественная раса поставила под сомнение всемогущество Жнецов и, не смотря на поражение, смогла оставить задел будущим разумным расам Галактики, для их победы над этим вселенским Злом. Об этих дарах я уже упомянул выше.
Ну а как же тогда ИИ «Катализатор»? Где он был и почему не реагировал на эти действия? С самого начала следует отметить, что рассказ о том, что он всегда находился на Цитадели и един с ней — абсолютная ложь хитрого и коварного машинного разума! Почему?
Во-первых, если это так, то не было бы у Жнецов проблем с открытием портала под названием «Цитадель». Да и вообще, никакие протеанские учёные не смогли бы ничего сделать с перепрограммированием Хранителей и блокировкой портала — ведь, если он един с Цитаделью, то и контролирует её. В крайнем случае, вызвал бы кого-то из Жнецов, и эти опасные манипуляции были бы пресечены в самом начале.
Во-вторых, и это самое главное — не стал бы «Катализатор» избирать себе такое опасное место, как Цитадель! Каковы же источники этой опасности? Всё дело в том, что это, пусть и гигантское сооружение, не является чем-то вечным, непоколебимым и несокрушимым. Достаточно очень мощной термоядерной бомбы, а лучше нескольких, в самых уязвимых местах конструкции и Цитадель превращается в кучу обломков. Можно возразить, что мол зачем кому-то взрывать Цитадель? Однако, могут быть разные причины для этого и самая главная, это раскрытие её секрета, как ретранслятора для проникновения Жнецов. Если Протеане смогли понять это, то, вполне возможно, что ещё кто-нибудь за двадцати тысяч циклов, так же смог бы разгадать её главное назначение. «Катализатор» тоже прекрасно понимал это и не стал бы рисковать, подвергая опасности не только себя, но и выполнение своей программы. Достаточно одного удара, и руководство циклами было бы уничтожено! Да и кроме преднамеренного уничтожения Цитадели за миллиард лет могло произойти множество различных случайностей — взрыв сверхновой, столкновение с блуждающей планетой, какие-то крупные катастрофы, война между разумными расами и т.п. Нет, наш ИИ не идиот, чтобы не понимать риска. Отсюда следует вывод — ИИ «Катализатор» всегда находился где-то в далёком, безопасном месте у ретранслятора Жнецов в «тёмном космосе». Ведь что бы руководить своей армией ему не нужно находиться рядом — эффект квантовой спутанности даёт мгновенную связь на любом расстоянии. Так вот, когда Жнецы восстановили канал связи своего главного ретранслятора с Цитаделью, тогда «Катализатор» и приобрёл возможность не только контактировать с теми, кто мог оказаться там, но и одурманивать их. Так, окончательно, был одурманен Призрак, а так же предпринята попытка одурманить Андерсена и Шепарда. Для ИИ вдруг стало понятно истинное назначение Пульта, Горна и возможность использовать Цитадель как усилитель. Он увидел, какую смертельная опасность грозит ему и его армии. Когда Горн пристыковался, а Шепард стал ползти к этому центру запуска системы, ИИ «Катализатору» стало ясно, что ему и всей армии Жнецов осталось жить считанные минуты. Допустить такое было абсолютно невозможно и вся сила одурманивания обрушилась на тяжело раненого, смертельно уставшего, в том числе и психологически, Шепарда. Его нервная система не выдержала и командер потерял сознание.
Быстро воспользовавшись этим, «Катализатор» создал в мозге Шепарда иллюзию — «мальчика» из прошлого для усиления чувства вины, огромный зал с тремя цветными воротами и диалог, где правда о причинах всего происходившего и происходящего была очень обильно перемешана с абсолютной ложью. Зачем? Для обмана и не допущения инициации системы «Горн-Цитадель». Ведь стоило Шепарду представить уничтожение армии Жнецов, как система тут же сработала бы и её излучение уничтожило бы армию агрессора. Вот для предотвращения этого и была предназначена вся болтовня «Катализатора» а так же четыре варианта выбора, остроумно названными поклонниками игры — «Светофором». Возникает естественный вопрос — а почему тогда в этот «светофор» включён и недопустимый для главаря красный сигнал — Уничтожение? Да потому, что все варианты — это всего лишь иллюзия в мозге Шепарда, кроме одной — идеи Уничтожения. Он годами вынашивал её, мечтал о ней и представлял мысленно эту минуту торжества. Это стало его сверхидеей, смыслом существования, частью его личности... Нет, уничтожить её было невозможно! Но, можно попытаться обмануть. Вот почему «Катализатор» и предлагает Шепарду в первую очередь другие варианты, красочно описывая их преимущества и даже не заикаясь о каких-либо недостатках. Прямо этакая идиллия и рай во Вселенной. Всё так, пока обсуждение не касается Уничтожения. Не правда ли странно? Здесь наш синтетический хитрец начинает юлить, представлять сомнительные, а то и вообще глупые аргументы, освещая этот выбор только в негативном свете. Самым идиотским аргументом было утверждение «Катализатора» о том, что Шепард — полусинтетик из-за наличия у него различных протезов и усилителей. Трудно придумать что-то глупее, чем это утверждение. Как известно, «синтетик», это не тот, у кого синтетическая платформа или какие-то протезы, а тот, у кого «синтетический» (электронный) мозг. Вот что является определяющим различием! Ещё один очень умный ход, это окраска Уничтожения красным цветом, что не является случайностью. Красный цвет для человека ассоциируется с большой опасностью — «стой, остановись, не делай этого, это опасно, смертельно опасно!» и т.д. Шепард стоит перед очень трудным выбором и даже Отказ не решает проблемы. Это, кстати, вообще идеальный вариант для «Катализатора». Какой же выбор сделать? Дело в том, что только Уничтожение даёт истинную победу в реальном мире над Жнецами. Любой другой выбор приводит к поражению и продолжению циклов — система «Горн-цитадель» не срабатывает, и Жнецы побеждают. Причём это поражение органиков лишает всякой надежды все цивилизации будущих циклов. Теперь-то «Катализатор» учтёт все свои ошибки и не допустит того, что случилось в нашем цикле. Вот только Шепард никогда не узнает об этом. В его сознании возникнет яркая и успокоительная картина иллюзии «победы» — синяя или зелёная, в зависимости от выбора.
Так что же, только Уничтожение — истинный выбор? Да! Да, без всяких там рефлексий — «ах этих жалко, ах те погибнут и т.п. и т.д». Жалко? Конечно. А разве не могли до этого погибнуть Сузи, Легион и многие другие? К тому же за двадцать тысяч циклов были уничтожены сотни триллионов, а то и триллиарды разумных существ, а если жатвы не закончатся то, возможно, погибнет намного больше. Но если он выбирает Уничтожение, то посылает мысленный сигнал на Пульт, и Жнецы вместе с ИИ «Катализатором» повержены, а органики выигрывают. Ну а после этого Шепард наконец очнётся и увидит истинную Победу! Собственно, это и показано в последних кадрах игры!
Какой же вывод можно сделать из вышеизложенной теории и, собственно, как данная теория может помочь как игрокам, так и будущим разработчикам различных направлений Вселенной Масс Эффект — игр, книг, фильмов и т.п.? Рассмотрим каждый пункт в отдельности.
В чём же интерес в выборе Уничтожения для игроков серии Масс Эффект? Известно, что довольно большое количество игроков было возмущено применением в концовке Синтез ничем не обоснованного и абсолютно антинаучного, некоего соединения ДНК-органиков и ДНК-синтетиков, существование которого нельзя втиснуть ни в какие рамки здравого смысла. Это «объединение» мы можем видеть в заключительных кадрах после выбора этого варианта. Такая идея очень сильно колеблет авторитет Масс Эффект, как жанра научно-фантастической Вселенной, и теснит его в область фэнтези, что, для части почитателей игры, неприемлемо.
Следующим камнем преткновения является Контроль. Сомнения игроков и их неуверенность в таком развитии событий обусловлены, в том числе, и теми рисками, на которые мы идём, делая данный выбор. Риск состоит в том, что наш главный герой и ИИ «Шепард» — не одна и та же личность и будущие действия этой разумной машины в новом мире абсолютной власти и абсолютного всеобщего контроля непредсказуемы. Дело в том, что личность человека это не только его память, она намного сложнее и многограннее, а данный ИИ обладает только воспоминаниями Шепарда. Так что риск того, что победитель «дракона» сам превратиться в него, достаточно велик.
Последний же выбор, придуманный разработчиками игры, — Отказ, как мне кажется, в комментариях не нуждается.
Так что же нам даёт теория «Одурманивание у Пульта управления» для игроков и фанатов? Достаточно много.
Во-первых уверенность в правильности выбора для тех, кто выбрал Уничтожение. К тому же исчезают всякие моральные колебания по поводу гибели тех или иных синтетических существ, т.к. это неизбежные жертвы. Такие же, как были смерти напарника на Вермайре или Мордина на Тучанке.
Во-вторых, поднимает авторитет Вселенной Масс Эффект как достаточно твёрдой научной фантастики. Ну и последнее и немаловажное — вполне может переубедить какую-то часть тех, кто не выбрал по тем или иным причинам Уничтожение, всё-таки задуматься о таком варианте.
Ну а как же разработчики игры, сценаристы, режиссёры будущих фильмов и писатели этой, одной из самых популярных, научно-фантастических вселенных? Для них, описанная выше теория открывает большие возможности для дальнейшего творчества и продолжения истории, не ограниченной вопросом, который многим не даёт покоя уже многие годы: «Так всё таки, какая из концовок является канонической?» Без решения этого вопроса дальнейшее продолжение Истории Млечного Пути не представляется возможным, а всякие попытки предположить, что все концовки каноничны, никак не вяжутся с элементарным здравым смыслом. Остаётся разве что временную линию разделить на четыре части и создать столько же альтернативных Вселенных, что ещё более сомнительно. Принятие же разработчиками игры теории «Одурманивание у Пульта управления» избавляет их от надобности делать выбор одной канонической среди четырёх равноправных концовок. Подчёркиваю, эта Теория даёт возможность объявить Уничтожение не канонической, а «истинной» концовкой, а три другие — «обманными», «фальшивыми» или что-то в таком духе. Тогда и вопросов о причине выбора не будет.
Вот какое простое и приемлемое решение проблем Вселенной Масс Эффект может принести представленная мною Теория Одурманивания у Пульта управления. Жаль только, что вряд ли разработчики используют её в создании новой серии игр.
Просмотры: 2457
20